MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-invest
md-invest
>
К кому обратиться за инвестициями Инвестиционные инструменты Во что инвестировать Как взаимодействовать с инвесторами Инвестиционный анализ Книги об инвестициях Услуги по инвестиционному консалтингу О проекте Форум
 
Инвестиционные инструменты :: Вечурное инвестирование :: Как привлечь инвестиции?

Как привлечь инвестиции?


Как привлечь деньги для создания нового бизнеса? Сколько стоит бизнес идея и стоит ли она хоть что-либо? Что нужно инвестору?


Чтобы упрочить свое финансовое положение, человеку нужно иметь собственное дело. Но важно понимать, что бизнес связан с колонкой активов, а не с колонкой доходов. Богатые люди сосредоточены на активах, в то время как все остальные интересуются только доходами.

Роберт Кийосаки. Богатый папа, бедный папа

"Стартовый капитал"! Произнесите это вслух (именно так, с восклицательным знаком) - и в голову сразу придут спортивные ассоциации - спринтер на низком старте или гонщик, надевающий шлем, чтобы с визгом шин рвануть к заветному первому месту... В общем, настоящая Олимпиада (в которой, правда, главное не победа, главное - участие, но кто помнит об этом на старте). "Стартовый капитал" - прилив энтузиазма, надежды и оптимизма. Как в рекламе "Мегафона" - "Будущее зависит от тебя" (удивительно, какую слабость к этой пафосной и несколько слащавой рекламе питают менеджеры многих российских компаний, мечтая о такой же для своих консервативных компаний).

"Стартовый капитал" получают из рук эдакого опытного гуру бизнеса, который отечески похлопывает начинающего предпринимателя по плечу: дерзай, сынок, я буду болеть за тебя. Лети, орленок молодой! Главное - не камнем вниз.

"Начальный капитал" - звучит сдержаннее. В этих словах слышится не рывок с места к триумфальной финишной прямой, а начало рутинной работы. Да и денег сразу представляется не так много. Никто не закачивает нефтедоллары в топливный бак нового бизнеса, а просто предоставляет немного денег на взаимовыгодных условиях. "Начальный..." - замечаете, как падает энтузиазм? О начальном капитале и поговорим. Такие вот мы в "Бизнес-журнале" прожженные реалисты и слащавыми историями успеха "с нуля в стратосферу" никого удивить не хотим. Не нравится нам капиталистическое слово "старт", а нравится прозаическое слово "начало".

Идеи и шаблоны

Я уже понял, что буду изучать деньги всю свою жизнь, просто потому, что чем больше я узнаю, тем больше мне нужно знать. А большинство никогда этим не занимаются. Они ходят на работу, получают зарплату, платят по счетам - и на этом всё. И еще удивляются, почему у них проблемы с деньгами. А потом они воображают, что проблемы исчезнут, когда денег у них будет больше.

Роберт Кийосаки. Богатый папа, бедный папа

Начальный капитал - это не только деньги. Начальным капиталом - и с гораздо большим успехом, чем десяток тысяч "зеленых", - могут стать удачное знакомство, личные связи или знания. Капитал, в конце концов, это не денежные знаки, а любая форма собственности, которую можно использовать в коммерческих целях. Правильная информация может быть начальным капиталом с не меньшим успехом. "В нужном месте в нужное время", - лучшее "подъемное средство". Но это в теории. На практике чаще всего мы ищем живые деньги.

Исходный тезис любого финансиста - деньги, которые есть сегодня, дороже денег, которые будут завтра. Иными словами, 10 долларов сейчас это лучше, чем 15 завтра. И когда финансист рассматривает проект, то всегда сравнивает рискованные возможности получения прибыли (а финансирование начинающих - большой риск, ибо по статистике из каждого десятка новых фирм через год выживают три-четыре) с более простыми способами если и не преумножения, то, по крайней мере, сохранения своих денег. Однако с другой стороны, любая финансовая организация и частный инвестор прекрасно понимают, что "если вы не ищете перемен, то перемены найдут вас". И они готовы меняться, то есть искать новые возможности для вложения финансовых средств.

Ситуация с вопросом о начальном капитале на самом деле несколько парадоксальна. Излишки денег на рынке есть, и, соответственно, есть готовность вложить их в интересные новые бизнесы и новые проекты. Однако финансовый мир пока не спешит вкладываться в начинающие фирмы и начинающих предпринимателей. И это связано не только с жадностью "денежных мешков" - тех личностей и структур, которые сосредоточили в своих руках финансы. Скорее всего, проблема в непонимании между двумя сторонами. Многие из тех, кто хотел бы открыть свой бизнес, представляют себе принципы фанд-райзинга несколько иначе, чем обстоит дело в реальности.

Главный миф, сложившийся вокруг темы начального капитала, - "деньги вкладывают в идеи". На самом деле, денег стоит не идея, а всего лишь возможность преумножить имеющиеся в наличии денежные средства. Финансирование новой идеи, согласитесь, - наиболее рискованный способ. Поэтому, обратившись в банк, государственный фонд или к инвестору с предложением инвестировать в идею нового бизнеса, скорее всего, начинающий предприниматель будет разочарован отказом. И таким же, надо думать, будет ответ частного инвестора.

Лично я знаю состоятельного человека, который охотно финансировал издание аналитической финансовой газеты для самого себя с ежемесячным бюджетом в 10 тысяч долларов (включая оплату подписки редактора-аналитика на все мыслимые платные финансовые сайты, оплату внушительного интернет-трафика), но категорически отказался финансировать проект первого в нашей стране журнала fashion photography. В газете для самого себя ему был ясен смысл, хотя прямой денежной отдачи от нее не ждали. (Писал ее очень умный парень, ранее работавший в Boston Constuling Group в США.) Не то, чтобы единственный читатель газеты был активным игроком на фондовых рынках (кажется, он занимался поставкой рыбы и крабов с Дальнего Востока в Москву)... Просто он считал, что должен иметь четкое представление о том, что происходит, и со временем хотел сформировать свой собственный инвестиционный портфель). А вот журнал уже представлялся проектом деловым, хотя никаких прочных гарантий возврата и преумножения средств не обещал. "В качестве имиджевой игрушки не интересно, а деньги я лучше буду держать в банке. Слишком капризный бизнес - стремно", - таков был краткий и точный ответ.

Финансовые вложения требуют понятной финансовой же отдачи.

Стоит денег не идея, а возможность конвертировать эту идею в деньги (cash flow). Именно поэтому инвесторам или кредиторам нужны готовые схемы, а не перспективные коммерческие начинания. И возможность получения начальных денег драматически возрастает, если человек хочет открыть не просто "свой бизнес", а бизнес по готовому шаблону. Под проект, вроде цифровой фотолаборатории (Kodak), салона цифровой печати (Xerox) или экспресс-кофейни (Saeco), инвесторы или кредиторы найдутся с гораздо большей вероятностью. Проще говоря, если прийти и сказать, что нужны средства на "открытие фотолаборатории", то результатом будет, наверняка, отказ в программном кредитовании или инвестициях. А если запрашивать финансирование на открытие фотолаборатории Kodak, то средства, скорее всего, найдутся. Вопрос денег - вторичен, поскольку первое, что вы должны определить, - это бизнес-модель, из которой вытекают все первоначальные затраты.

У производителей, как правило, есть свои точные расчеты не только необходимого начального капитала, но и опробованный на десятках аналогичных предпринимателей план окупаемости. Кроме того, производители оборудования часто помогают предпринимателям в получении кредитов по специальным программам поддержки малого бизнеса. Потому что им выгодно продать свое оборудование - и ради этого можно посодействовать незнакомцу, который хочет открыть свое дело. Ведь в данном случае начальный капитал уходит на приобретение оборудования и работает по понятной схеме. К тому же, совместив кредит с лизингом, обе стороны - кредитор и начинающий предприниматель - уменьшают обоюдные риски в несколько раз. Вы готовы рискнуть - а тот, кто дает деньги, не готов. Потому что начинающий коммерсант, несмотря на то, что ввязывается в обязательства возвратить начальные средства, рискует все же чужими деньгами. А другая сторона - своими собственными. Отсюда и разница взглядов. Известный американский инвестор Уоррен Баффет, один из богатейших людей США, рекомендует инвестировать только в простые бизнесы с понятной и проверенной схемой работы. Например, фаст-фуд или уборку мусора. И большинство финансовых решений интуитивно принимаются в пользу простого и проверенного, а не инновационного или нового.

Системный подход

Если вы собираетесь построить небоскреб, первое, что необходимо, - выкопать глубокую яму и залить ее прочным фундаментом. Если строите дом в пригороде, то будет достаточно 15 сантиметров бетона. Большинство людей, стремящихся разбогатеть, пытаются построить "Эмпайр стейт билдинг" на пятнадцатисантиметровом фундаменте.

Роберт Киойсаки. Богатый папа, бедный папа

При том, что на рынке есть деньги, очевидно: если возникают проблемы с финансированием нового бизнеса, на это должны быть достаточно веские причины. Например, отсутствие каких-либо активов (хотя бы патентов или помещения), кроме бумажного бизнес-плана. С точки зрения привлекательности для внешнего финансирования - и тем более, первоначального - новый бизнес нуждается в системной поддержке.




Источник: business-magazine.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Венчурный бизнес и венчурные инвестиции"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Как привлечь инвестиции?
Как привлечь деньги для создания нового бизнеса? Сколько стоит бизнес идея и стоит ли она хоть что-либо? Что нужно инвестору?
подробнее..
Финансирование стартапов
Согласно расхожей формуле, финансирование стартапов во всем мире осуществляется по принципу «трех F» — family, friends, fools (семья, друзья и дураки). Впрочем, на практике источников привлечения...
подробнее..
Оценка эффективности венчурных инвестиций
В целях полной и последовательной оценки инвестиций венчурного капитала инвесторами, руководителями компаний и профессиональными оценщиками используются общие методы оценки венчурного капитала,...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: