MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
md-invest
md-invest
>
К кому обратиться за инвестициями Инвестиционные инструменты Во что инвестировать Как взаимодействовать с инвесторами Инвестиционный анализ Книги об инвестициях Услуги по инвестиционному консалтингу О проекте Форум
 
Во что инвестировать :: Покупка готового бизнеса :: Оценка бизнеса :: Что определяет стоимость компании?

Что определяет стоимость компании?


Анализируются факторы, влияющие на стоимость продаваемого бизнеса.


Четыре «волшебных фактора стоимости»

Эксперты сходятся во мнении о том, что основополагающими показателями стоимости продаваемого бизнеса являются:

* рентабельность;

* устойчивость;

* перспективы дальнейшего роста;

* ликвидность.

Рентабельность — краеугольный камень при принятии решения о покупке любого предприятия (если, конечно, речь не идет о приобретении компании–банкрота).

Ведь в конечном счете инвестор не покупает завод или ферму саму по себе — он вкладывает в них деньги. И делает это с одной лишь целью — вернуть вложенное и заработать сверх того. Поэтому рентабельность приобретаемого бизнеса выступает для инвестора главным показателем срока окупаемости его вложений.

Устойчивость предприятия показывает, в какой степени оно застраховано от внешних воздействий со стороны рынка и административных органов. В практике КГ «Аделанта» имелся проект, когда продаваемая компания настолько была «завязана» на владельца и его дружеские контакты с местными налоговыми, правоохранительными и административными органами, что новый собственник неминуемо столкнулся бы с катастрофическим объемом неразрешимых вопросов. Как следствие, при абсолютной прозрачности и доказанной рентабельности данной компании ее стоимость в процессе переговоров колебалась в пределах достаточно широкого диапазона. В итоге было принято компромиссное решение, в результате которого старый владелец предприятия в течение целого года помогал новому собственнику в решении всех вопросов, связанных с контактами с местной властью.

Перспективы дальнейшего роста. При наличии профессиональной команды менеджеров новый владелец старается купить не текущую рентабельность предприятия, а его потенциальную доходность. В большей степени это проявляется при заключении сделок, в которых фигурирует коммерческая недвижимость. Приобретая компанию, занимающуюся сдачей в аренду, например, офисных площадей, новый хозяин верит, что в течение нескольких ближайших лет сможет поднять ставки арендной платы без особых вложений, опираясь на одну лишь тенденцию роста стоимости объектов недвижимости. До сих пор такой номер проходит, например, на московском, питерском и нижегородском рынках.

Степень ликвидности — показатель того, насколько быстро и легко можно продать данный бизнес. Компании, которые легко можно купить в этом году, не обязательно будут так же успешно продаваться и в следующем. И наоборот. Самыми ликвидными на рынке готового бизнеса постепенно становятся объекты малого бизнеса, доступные по цене и по степени управляемости большому кругу людей. Сюда входят предприятия сферы быта (химчистки, салоны красоты, солярии, пункты проката видеокассет и прочие). Неплохую степень ликвидности традиционно демонстрируют те бизнесы, в состав активов которых входят небольшие по размерам объекты недвижимости — магазинчики на улицах с достаточным пешеходным потоком, ателье, кафетерии и бары.

Мелочи, которые могут дорого стоить

Кроме основных факторов, влияющих на стоимость продаваемого/приобретаемого бизнеса, эксперты называют некоторые более мелкие ценообразующие факторы, которые в том или ином конкретном случае могут достаточно серьезно повлиять на окончательную стоимость бизнеса.

Подписанные контракты на сбыт готовой продукции. В пользу продавца всегда говорит большой объем долгосрочных договоров, связанных со сбытом продукции предприятия. Ведь в какой­то мере это гарантия того, что выпускаемый продукт имеет текущий спрос и обеспечен спросом на ближайшие годы, а производственный цикл подлежит расчету и прогнозированию. Цена компании может быть скорректирована в сторону увеличения. Если же среди покупателей продукции значительную долю занимают бюджетные организации и министерства, то это, напротив, может означать обязанность отгружать товар в предусмотренные сроки и при этом всякое отсутствие гарантий своевременной оплаты. Цена компании может быть уменьшена.

Лицензии, сертификаты. Вся эта документация в реальной жизни делится на три группы: разрешения государственных органов, дающие серьезные конкурентные преимущества (это, прежде всего, квоты на добычу каких­либо природных ресурсов: золота, нефти, руды, рыбных запасов и т.д.); разрешения, являющиеся необходимым атрибутом компании определенного профиля (неразумно, к примеру, пытаться продать аудиторскую фирму без соответствующих лицензий) и факультативные документы, как правило, не влияющие на процесс извлечения прибыли (сертификаты соответствия, почетные грамоты и дипломы). При торгах по цене предприятия определенную роль могут сыграть оценочные заключения, сделанные известными консалтинговыми компаниями. Если таких заключений несколько и оценочная стоимость бизнеса в них примерно одинакова, то продавец имеет некоторую уверенность в своих позициях. Но даже это не заставит покупателя расстаться с деньгами, если, по его мнению, стоимость предприятия завышена.

Узнаваемость брэнда. Имя компании сочетает в себе историю в смысле возраста, востребованность потребителями и профессионализм отдела рекламы. Рассуждая о стоимости брэнда, необходимо всегда разделять компании, производящие или продающие розничный продукт (ритейловые) и остальные предприятия. В мировой практике разница в стоимости двух одинаковых по финансовым показателям компаний, одна из которых обладает известным и узнаваемым брэндом, может колебаться от 20 до 50%. Обязательное условие: этот брэнд может быть определен в ценовом выражении и использован как отдельный актив, например, продан или заложен. Впрочем, нужно учитывать и то, что удельная доля брэнда в стоимости компании за рубежом всегда выше, чем в России. В истории «Аделанты» был случай продажи креатив–бюро: творческой мастерской, специализирующейся на рекламных проектах. Стоимость и востребованность этого бюро строились целиком на персоналии владельца бизнеса. Продавая свое бюро и выходя из бизнеса, он фактически обесценивал собственное детище до стоимости персонала, оргтехники и мебели.

Персонал. В тех бизнесах, где велика степень персонификации (например, салон красоты «Мысин­студио» или «Дом моделей Вячеслава Зайцева»), роль ведущих специалистов вообще сложно переоценить. Подобный бизнес очень трудно продать, если одновременно с договором купли­продажи не подписываются новые долгосрочные контракты с именитыми работниками. Впрочем, и сделки подобные на рынке случаются чрезвычайно редко. В остальных случаях новые собственники из столичных городов, покупая бизнес в регионах, везут с собой команды наемных экспертов, рассредоточивая их на ключевых должностях. Местным сотрудникам на откуп отдаются рядовые вакансии.

Важную роль играет в некоторых видах бизнеса и средний возраст персонала компании. В нашей практике имел место случай продажи частного проектного института, стоимость которого фактически складывалась из архива уже разработанных проектов и ста человек персонала. Средний возраст проектировщиков составлял 54 года, и было ясно, что через пару–тройку лет половина служащих просто­напросто уйдет на пенсию, после чего стоимость компании упадет в разы. Нынешнему собственнику было рекомендовано заняться ротацией наемного производственного персонала и лишь после этого вернуться к вопросу продажи института. Процесс обновления штата компании занял в итоге почти два года, но стоимость бизнеса была сохранена на прежнем уровне, а за счет реализации некоторых маркетинговых разработок и немного повышена.

Web­сайт. Представительство в сети Интернет давно уже стало если не обязательным, то привычным атрибутом практически любой компании. Стоимость изготовления такого ресурса колеблется между 300 долл. за примитивный сайт из нескольких html­страниц и 30 000 долл. за портал с серьезной навигацией и первоклассным интерфейсом. Продажная стоимость интернет-ресурса обычно определяется как годовая прибыль от заказов, полученных посредством этого канала. Исключений из этого правила множество, поскольку не все виды бизнеса предполагают связь между качеством web­сайта и продажами продукта компании. В некоторых случаях, наоборот, интернет­ресурс представляет собой больше половины бизнеса (интернет­магазины, новостные порталы, поисковые системы или узкоспециализированные платные каталоги).

Александр Лугачев

КГ «Аделанта», генеральный менеджер


Источник: «Директор-инфо» № 11'2004 www.directorinfo.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Оценка бизнеса"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Продажа компаний и деловая репутация
При продаже предприятий в стоимость включается все, в том числе и нематериальные активы, — такие, например, как деловая репутация.
подробнее..
Что определяет стоимость компании?
Анализируются факторы, влияющие на стоимость продаваемого бизнеса.
подробнее..
Методы оценки при покупке бизнеса
При покупке бизнеса одна из главных проблем — определение стоимости приобретаемой компании. Разумеется, у покупателя и продавца мнения по поводу стоимости бизнеса не всегда совпадают.
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: